все регионы
Вход в аккаунт
Авторизация через сервисы
Вход в аккаунт используя Email и пароль
Регистрация на сайте
/ Все статьи / Спорт / Серьезный экзамен и новые испытания

Серьезный экзамен и новые испытания

«Находясь на воде, человек хочет быстро плыть.
Под водой он уменьшает прыть.

Неожиданно он желает пить.

И вот там, в глубине, с пересохшей глоткой,

Жизнь кажется ему ну очень короткой.

Под водой ощущаешь себя подводной  лодкой.

Выскакивают изо рта пузыри,

В глазах зарябит подобие алой  зари.

В ушах слышится бесстрастный голос, отсчитывающий:

раз, два, три ....»

(по Иосифу Бродскому, но слегка изменённое туристом-водником, то бишь автором)

9 ноября 1993 года,  второй день сплава.
Утро было влажным, холодным и туманным. Во многих из нас действительно болела
голова. Но она болела не от хванчкары, (от этого грузинского вина домашнего производства голова
болеть не будет :)  ), а от слегка пугающих мыслей о дальнейшем нашем
сплаве.

«Сверху — сыро, снизу — грязно,
Посредине — безобразно,
Моё тело и душа,
За душою — ни гроша...»

—   в самый раз к нашей ситуации подходила по содержанию и смыслу шутливая песенка Юрия Кукина «Темиртау».На воду вышли чуть ниже места покинутого лагеря, в  относительно спокойном месте. Хотя на Риони в отличие от других рек, самое спокойное течение плёсом не назовёшь. Здесь вода на любом ровном участке кипит и пенится метровыми валами.
Больше всего нас сегодня смущает дождь, переходящий от моросящего до сильного и относительно низкая в Грузии  даже для начала ноября температура — всего 6-8 градусов выше нуля. Эх, а может, ну его, этот сплав, остановиться на пару-тройку дней у гостеприимных грузинских знакомых? Такие мысли посещали сегодняшним утром не одну трезвую,  даже полную азартных мыслей, голову, но...
Впереди нас ждут великие дела. Мы ведь курсанты Полтавского областного водного семинара. И такие расслабляющие мысли надо  выметать из головы, как сор из избы, незамедлительно.

Пока мы занимались созерцанием бешеного потока потока серобурого, цементного цвета вод Риони, несущихся со скоростью не менее 15...20 км в час, к нашей стоянке подкатили на мотоциклетке Гиви с Виталием и двумя оплетенными лозой бутылями хванчкары.
Ну что ты будешь делать?
Выпили на посошок и  минут пять соображали, куда же упаковать драгоценный презент. Наш намёк расчитаться за вино чуть было не привёл в состояние бешенства старшего грузина. Пришлось быстренько перед Гиви извиняться, вспоминая по ходу уже немного знакомые грузинские похвальные слова типа «Гамарджоба Генацвали».
В 11 часов наконец-то отчалили...

За Уцерским мостом долина реки становится шире, появляются острова, отмели. Но скорость течения реки по-прежнему довольно приличная. Плывём до посёлка Накиети без разведки с берега.
Перед самым посёлком, за высоким бомом, расположенным на правом берегу реки, находится порог со сливами и валами до полутора-двух метров высотой.
С большими трудами чалимся на этом же правом берегу среди метровых валов прямо метрах в 50-ти перед порогом. Не всем это успешно удаётся. Плот Володи Кравченко  коряво поскрипывая у берега, в последний момент пренебрегает командой (а может быть, просто  не сумев причалить) поначалу — лагом, а затем слегка выровняв киль, пускается по «пятёрочному» порогу во все тяжкие.

Экипажи обоих причалившихся катов рванули по шоссейке, тянущейся прямо по высокому правому берегу вдоль порога. Расстояние в триста метров не смогло дать большую фору нашим плотогонам. «Легкоатлеты» припоздали только чуть-чуть. В конце порога — мост. Вот за ним то и зачалились всё же наши «разведчики». Весёлые, не хмурые ;) , возвращаемся  к нашим судам, по пути осматривая порог. И что я вам скажу, — если бы не наши доблестные вперёд глядящие и идущие, мы бы точно в реализации прохождения  этого порога засомневались.

Даже с прибережного обрыва высотой с десяток метров валы по центру порога не кажутся хилыми. А в конце препятствия — узкий слив вправо, куда надо вписаться, уходя от двух огромных косых бочек слева по борту. Как это удалось сделать нашим первопроходцам на их шестиметровом «линкоре», притом довольно чисто, мы так и не поняли. Герои дня же скромно о деталях умалчивали (или ничего не поняли?).

Небо, между тем, не прояснялось, а наоборот, угрожающе заполнялось свинцовыми тучами. В самый раз веский повод отступить, но как тут отступишь, когда наши друзья с плотом уже ниже порога? Ещё раз проходим вместе с Николаем, нашим командиром, вдоль порога, ставим в двух теоретически опасных местах сигнальщиков, а ниже моста, на левом берегу ещё и трёх спасателей с чалками на случай, если какой-нибудь из двух катов все же не справится с бочками и, вперёд, Франция!

Первым в автономное плавание пускается кат командира в мужским составе. Идёт красиво, под раскаты грома, начавшейся где-то поблизости осенней грозы (может быть, потеплеет немного?). Вот проходит как по гаревой трековой дорожке один поворот, второй... но что это? Наблюдаемый даже визуально резкий толчок ката, практически остановка в связи с лобовым столкновением с заливной   плитой и передний правый гребец Жека Трощенко совершает... самосплав рядом с продолжившим движение судном. В руках Евгений надёжно держит весло, а вот сам он держится на пенистой кипящей поверхности реки с большим трудом. Но невероятными усилиями  Николай и ещё два матроса его банды команды подтягивают  катамаран к плывущему бойцу  и  помогают самосплавщику выбраться на раму. А в это время... кат лагом несётся прямо в первую левую бочку. Но не на тех напали ;)   Мужики дружно ложатся на приподнимающийся левый борт и выравнивают аварийное положение судна. Всё зрители на берегу аплодируют и облегченно вздыхают.
Второй наш кат в смешанном составе, как это ни странно, проходит препятствие под аккомпанемент разразившегося всё же дождя благополучно.

Десять минут перекурили и, успокоив участившееся от волнения дыхание, погребли в хорошем темпе дальше. Долина реки снова расширилась, часто разбивается на две, три, а то и на четыре протоки. Желая согреться после хорошо промочившего нас дождя, гребём без устали ещё несколько часов, преодолевая без разведки с берега отдельные, локальные препятствия, характерные, в первую очередь, большими, до 1,5 — 2 метров высотой валами. Останавливаемся только на полчаса в посёлке Они ещё возле одного источника, набираем прямо со скважины минеральную воду. На большем протяжении реки с чистой водой здесь проблемы. Даже в родниках в это время вода мутная, а что говорить о воде в самой реке?
Имеем постоянно проблемы с приготовлением  качественного супа. Выручает вино  хванчкара, которое местное население по символической цене поставляет нам в изобилии. И обязательно наливает в большую, я бы даже сказал, в огромную ёмкость, продегустировать, бесплатно. Мы уже за два дня от этого дела устали, и в населённые пункты заходим с опаской...На ночёвку встали на симпатичной поляне, в 7-8 километрах ниже  Они. Думали, что хоть вечером гостей не будет. Ан нет, нашли нас местные горцы, и снова на мотоциклетке, но уже не семья Гиви. У одного из новых наших знакомых Резо — радостное событие: у его  двоюродного брата, живущего в соседней деревне пять дней тому назад родился сын!  И его тоже назвали Резо!! Помимо хванчкары у доблестных мотоджигитов в коляске оказались: запеченное, как они нам сказали, на вертеле, ещё тёплое мясо, виноград и хачапури.

Поужинали мы не хило, даже забыли костёр разжечь. Снова пели грузинские, русские и украинские шедевры, снова признавались друг другу в братской любви. У всех местных грузинов на удивление, в Украине были или родственники, или друзья и хорошие знакомые :) . И что удивительно (сохранились отрывочно в памяти воспоминания) — после дружеских возлияний наши грузинские друзья в ночи завели свой мотоцикл и лихо умчались по извилистой тропе в горную деревушку.

10 ноября, день третий.

Несмотря на вчерашние трудности, (как на воде, так и на суше), сегодня свои вёсла в воды Риони опускаем в 9.20. Погода после вчерашних гроз действительно поменялась в лучшую сторону. Хотя по небу ветер ещё гоняет тучки, но солнышко уже периодически обогревает нас своими тёплыми весёлыми лучами. Температура воздуха заметно поднялась. Вода, правда, так же мутная и ледяная. Но нас это тревожит мало. Ведь облачены мы в «гидражки» и купаться совсем в такой не собираемся. Хватит, уже пятеро из нас «поплавали».

В районе посёлка Мухли, чуть выше его начинается полуторакилометровый порог-каньон. Ориентир — серая скала на правом берегу реки. Причаливаем к галечной отмели перед высокой скалой. В каньоне река сужается до 10 — 12 метров и несёт свои мутные воды по огромным  стоячим валам с опрокидывающимся назад гребешками. Совершаем серьёзный осмотр препятствия. Хватит на нашу з... уже приключений.

В первой части порога множество камней перегораживает правую часть русла, а слева имеется слив, за которым, в 15 метрах ниже бурлит приличный котёл. Его нужно обходить  справа. Далее каньон становится ещё уже, около 6 — 8 метров шириной. Примерно в средине порога находится разрушенный древний арочный мост через реку. На левом берегу реки напротив моста — вход в скальную пещеру. За мостом порог попроще, если не считать приличного прижима метрах в 30 ниже развалин к левому скальному берегу. На выходе из каньона река упрощается ещё, а перед самым селением, в районе действующего моста пугает коварной бочкой метрах в ста выше и отбойными валами от быков моста. На этот раз первым на прохождение препятствия отчаливает кат командира, за ним в зоне видимости выходит плот. Мы контролируем прохождение в районе развалин и ниже моста. Всё проходит у ребят почти идеально.  Бежим к своей посудине и, окрылённые успехом товарищей, входим в порог не медля. Эта излишняя самоуверенность и была причиной небольшого, но с материальной точки зрения, неприятного ЧП уже на выходе. Под мостом мы не выгреблись от столкновения с центральным  его быком и правым баллоном резко в него въехали, несмотря на приличный отбойный вал. Кат прилично тряхнуло и Петя Губа не сумел удержать в руках весло, которое мы больше ниже по течению уже не встречали. А в остальном, всё обошлось.

Проплыв ниже моста километра 4 до стоянок в районе городка Амбролаури, выбрали уединённое место от глаз местного населения подальше. В этот вечер обошлось без братаний. Да и устали мы за последние три дня прилично.

Сегодня приготовленный на костре ужин был вкусным, а отбой — ранним.