|
В последние десятилетия, в связи с ростом информационных ресурсов, особенно востребованной стала профессия журналиста. В зависимости от того, где будущий журналист будет работать – ТВ, радио, печатные СМИ, интернет-СМИ – различается специфика подготовки. Если вы избираете приоритетом работу в информационных агентствах, вам заведомо не понадобится оттачивать мастерство публициста. Перерабатывать пресс-релизы и писать сухие новостные материалы – там требуются только эти умения. В этой статье даёт практические рекомендации по тому, как стать профессиональным журналистом, как получать информацию и работать с ней. Если вы действительно хотите со временем вырасти в успешного журналиста, наши советы помогут вам. Общие характеристики профессии журналиста![]() Главная установка журналиста, имеющая фундаментальное влияние на его творчество – отношение журналиста к аудитории, диалог автора с аудиторией через журналистские материалы. Если говорить о журналистике на российских просторах, то Нам ближе восточная модель журналистики, когда новость не только сообщается, но и живо обсуждается, ей высказывается сопереживание. Это нужно иметь ввиду, если вы собираетесь работать в России. Журналист не должен настаивать на единственной точке зрения – и это тоже очень важно. Сколько людей, столько и мнений – а особенно в реалиях масс-медиа. Перейдём к советам по конкретным направлениям журналистской деятельности. Журналист, работающий в печатных СМИ, пожалуй, должен обладать самым универсальным уровнем подготовки по сравнению с коллегами из других видов СМИ. Для того чтобы работать на ТВ, нужно иметь запоминающуюся внешность и дикторский голос. Второму качеству можно обучиться, посещая специальные курсы. В курсе журналистского образования существуют специальные дисциплины «Современный русский язык. Орфоэпия» и «Современный русский язык. Лексикология», которые, в случае успешного освоения, исключат возможность появления у вас речевых ошибок (качество, необходимое для работы в прямом эфире, например). Однако вы также можете составлять новостные нарезки, монтировать видеоотчёты, работать «репортёром за кадром» – всё это тоже относится к деятельности «телевизионщиков», для этого вам не очень-то понадобятся запоминающаяся внешность и дикторский голос (мелькать на экране всё равно не будете) – станете «теневым» телевизионным журналистом. Дикторский голос плюс активная работа в прямом эфире востребованы и на радио. Однако ди-джеями и ведущими постоянного эфира на радио вряд ли удастся стать с первого раза. Вы можете на первых порах писать новостные тексты для ди-джеев, ведущих рубрик. На самом деле получить место на радио и телевидении не очень сложно – тем более, если вы приходите на неоплачиваемую практику (а студенческая практика на российских телеканалах и вообще в российских СМИ, как правило, неоплачиваемая). На каналах нужны активные молодые специалисты, на которых можно переложить много черновой работы. Например, делать опросы прохожих, делать небольшие сюжеты для нарезок новостей, сидеть в монтажной и наблюдать за работой профессионалов, иногда вставляя своё робкое мнение. На радио диапазон работ для студентов младших курсов очень короткий: писать тексты для ведущих, приводить пресс-релизы в положенный вид. Если вы собрались работать на телевидении, к примеру, приготовьтесь к тому, что больших денег вам платить не будут. Всё региональное телевидение построено на том, что платят мало всем, кроме директора канала (его зарплата, впрочем, тоже не потолок желаний). Телевидение Москвы и европейской части России, нет спора, является золотой жилой, – там платят действительно много, а вся Сибирь, к примеру, это не больше двух тысяч рублей для тележурналиста за 3-4 сюжета в месяц (это не ошибка, за 3-4 полноценных сюжета: каждый по 5-7 минут). Так что печатные СМИ в регионах дадут вам значительно больше, чем радио и телевидение. Впрочем, если вы работаете на ТВ в Сургуте или Нижневартовске, то денежная отдача будет существенной – но, учитывая реалии русского Севера, даже большие деньги вряд ли поспособствуют там карьерному росту. Работа с документами![]() К любому документу нужно относиться с определённой степенью недоверия – это также одно из правил журналистской работы. Если обратиться к нашей недавней истории, то советская пресса не только информировала, но и агитировала (пропаганда на самом деле не является обязательной частью журналистики). Журналист советской эпохи был транслятором властных установок. Издания по интересам были в громадном дефиците (например, иллюстрированный журнал «Советский экран»). Издания по интересам, то есть специализированные издания, полосы которых отданы одной-двум темам (в случае с «Советским экраном» это обзор советского кинематографа). В настоящий момент все мы живём в рамках коммуникативно-познавательной (иначе – информационной) модели журналистского творчества, когда журналист прежде всего считается поставщиком фактов. Первое издание в России в рамках информационной модели – «Аргументы и факты» (1980-й год). Информационная модель предполагает наличие факта и его комментария, без всяких идеологических опусов и пропаганды. Информационная журналистика как нельзя лучше соответствует тому информационному типу общества, к которому человечество движется последние 50 лет. Узнавать новости становится всё легче (интернет, телевидение, радио) – новостей становится всё больше. Теперь от журналистов ждут того, чтобы они ориентировали свои произведения на личность, а не на массу. Работали над журналистскими материалами не ради идеи, а ради людей, которым эти материалы что-либо подскажут или в чём-то помогут. Если говорить конкретнее, то в случае с банальным интервью-портретом к человеку надо идти не за фактами биографии, а за его опытом. Интервью-портрет предполагает представление человека аудитории через диалог журналиста с ним. должен отметить, что в настоящее время журналисты должны доказывать, а не утверждать, то есть каждый факт должен иметь обоснование. Опыт работы с материалом современные журналисты переняли из криминалистики. Если в ваши руки попал документ, который вы хотите использовать при написании материала, предъявите к нему ряд претензий:
Сбор информации![]() Перечислим типичные приёмы зажима информации. Так называемая «большая игра» (оригинальный подход начальника к тому, как избежать какой бы то ни было ответственности: накануне приезда журналиста начальник распределяет роли среди подчинённых, определяя, кому что говорить), «большая игра» предполагает наличие незаурядного потенциала у лица, желающего таким образом провести журналиста. Может случиться и такая ситуация: вы приходите в конкретное учреждение с намерением задать вопросы или что-то уточнить, а вас там ошарашивают словами «А есть ли письменный запрос?». И если ваше издание не сделало этот запрос заранее, вы будете проигнорированы. Вам могут также сказать, что «начальник будет завтра», плюс с вами могут поиграть в футбол, перенаправляя во всё новые и новые ведомства (этот приём зажима информации так и называется – «игра в футбол», не удивляйтесь). Журналистская практика выработала действенные методы борьбы с зажимом информации. Итак, приёмы противодействия зажиму информации следующие:
![]() Если лидирование в интервью перешло к респонденту (то есть опрашиваемому), то в этом случае нужно изменить своё местоположение, а далее прервать монолог респондента резким изменением хода беседы, чтобы сбить его с ухода от темы. Нынешняя журналистская практика породила новое явление, когда выразителем духовного облика личности становится макродиалог. В таком диалоге журналист перекладывает характеристику героя на плечи героя. Собственно, в случае с таким интервью диалог превращается в монолог, когда журналист лишь иногда вставляет уточняющий или направляющий вопрос. Для ведения двух нестандартизованных видов интервью полезно знать классификацию помогающих в тяжёлых случаях вопросов. Контрольные вопросы (они готовятся заранее, будь то даже интервью-беседа, полностью построенная как экспромт) – с их помощью информация проверяется на достоверность. Зондирующие вопросы – то есть уточняющие, с их помощью интервьюер «прощупывает почву», «придирается» к мелочам, выведывает у интервьюируемого то, чего бы он не хотел сказать. Зондирование – тонкая грань, которую очень легко перешагнуть и поломать всю концепцию интервью (опрашиваемый может вдруг отказаться отвечать). Также выделяются вопросы личные, безличные, наводящие. Личные вопросы характеризуются большой степенью близости к опрашиваемому, то есть, например, касаются фактов его биографии, безличные – вроде бы вопросы ни к месту, но при дальнейшем анализе оказывается, что они были зондирующими. Уточняющие вопросы позволяют узнать, дополнить, расширить представление о том или ином событии при полном согласии интервьюируемого на это. Во время интервью необходимо наблюдать (используя при этом все «подручные» средства: блокноты, диктофоны, собственную память). Наблюдение является постоянной частью журналистского процесса. Выделяется давно сложившаяся на российском пространстве классификация интервью по форме: монолог, беседа («собственно беседа», когда журналист и интервьюируемый очень тепло общаются в неформальной обстановке, и диалог – более официальный вид), коллективное интервью (то есть полилог, например, когда вопросы задаются одновременно нескольким членам рок-группы – такие интервью часто публикует журнал «Ровесник», например). Интервью по содержанию: информационное (монолог, «собственно беседа», коллективное интервью), проблемное аналитическое (беседа), интервью-портрет (собственно беседа, диалог, коллективное, зарисовка, очерк). В портретном интервью присутствует установка на детализацию конкретной человеческой судьбы. Портретный очерк – один из ключевых жанров 90-х годов в России. В портретном интервью часто используются фрагменты репортажа. Интервью-очерк предъявляет к журналисту определённые требования: журналист сопереживает герою. Происходит самораскрытие не только героя, но и журналиста. Методики подготовки материалов![]() Начинать прописывать материал нужно с главного факта. Этот подход называется методом опрокинутой пирамиды. Вопросы из разряда «кто, что, где, когда произошло» должны находиться в начале материала. Дальше следует располагать не столь заметные факты, которые нужно размещать по тексту в порядке убывания их значимости. Тогда редактор, просматривая ваш материал, без труда сократит его до нужного объёма, при этом не упустив ни одного значимого факта. Творческий процесс каждого журналиста сугубо индивидуален, поэтому рекомендует с самого начала оттачивать свой стиль, формировать неповторимый образ. Редакторская правка, само собой, остаётся редакторской правкой, но пусть ваш текст или приёмы ведения телепередачи остаются авторскими, а не заимствованными у кого-либо. Заметка – корневой жанр (предполагает только сообщение факта без его комментария). Зачастую журналисты, приступив к работе в печатных СМИ, начинают именно с этого жанра. Специфика заметки вообще не предполагает никакого литературного или публицистического мастерства. Есть факт – изложи этот факт. Построение заметки как раз подчиняется принципу убывающей важности, то есть принципу перевёрнутой пирамиды. Перечислим наиболее востребованные виды заметки в современных недорогих изданиях типа «Теленедели»: блиц-портрет (коротко о биографии знаменитости, например), мини-история (комментарий события от лица известного человека, приводящего пример из личной жизни), мини-совет. Журналисту в его работе не нужно оценивать факты. Не нужно также утаивать информацию. Работа репортёра – собирать эти факты и информацию. Перечислим критерии новостной информации, по-настоящему востребованной аудиторией: близость темы новости к читателю, масштабность новости, известность (лица, вещи или события, о которых идёт речь), необычность, наличие конфликтной ситуации, актуальность. На первых порах вы не обойдётесь без ведения журналистского дневника. Он поможет вам постоянно быть в курсе всех самых важных событий, происходящих в мире. Предметом отображения в журналистском материале могут быть: событие, личность, процесс, ситуация. В зависимости от того, что изображается, подбирается соответствующий жанр журналистики. Журналисту необходимо отличать описание события от его оценки. Помимо принципа убывающей пирамиды существует ещё и принцип слоёного пирога. Принцип равномерной нагрузки, иначе – слоёный пирог (в лид выносится яркий критерий новостной ценности, говорящий о новости). Лид, он же лидер-заголовок/лидер-высказывание – 2-3 предложения, вынесенных перед текстом, коротко сообщающие о том, что будет в нижеследующем материале, небольшой «анонс». Познакомившись с жанром заметки, вы равномерно перейдёте к жанру отчёта, где главным является вербальное содержание. Отчёт – событие, выраженное и поданное в слове (для сравнения: репортаж – все подряд события, сопутствующие какому-то главному событию, не просто то, например, что говорилось на конференции, а что мешало её проведению плюс какие финансовые трудности испытывают организаторы и т.п.). Отчёт – сугубое изложение чьего-либо выступления, описание обращения президента к народу, к примеру (в материале будет излагаться только тот факт, что президент ГОВОРИЛ и ЧТО он говорил). Отчёт разделяется на два вида:
![]() Репортаж. Такой материал пишется с места события. Репортаж – оперативный жанр, над которым ведётся работа 2-3 дня, плюс это достаточно авторский и трудоёмкий жанр, требующий полного вникания в произошедшую ситуацию. В репортаже для резкой смены плана изложения (то есть для перехода от описания к самому действию) используются определённые речевые конструкции: местоимённое наречие «ТАК», имеющее оценочный характер; частица «ВОТ», которую выносят в начало предложения. Таким образом, репортаж – это не плавный рассказ, а резкая смена речевых планов (описание, повествование, рассуждение), авторской речи, речи героев, диалога, монолога. В репортаже авторское «я», то есть ваше личное присутствие, – это композиционный и стилистический центр текста. Подаётся ваша интерпретация события, подправленная в некоторых случаях мнением редактора. На самом деле репортёр всегда должен быть готов к наблюдению и самонаблюдению. В этом и состоит сущность работы журналиста: постоянно быть начеку, быть готовым к тому, что большое событие произойдёт прямо на ваших глазах. Для журналистов, «с головой» вживающихся в профессию, иногда становится обычным использование «метода маски» (иначе: метод смены маски) – журналист каждый раз меняет биографию, личность, чтобы войти в доверие в той или иной социальной среде и в итоге написать репортаж или статью, поражающие глубиной погружения в тему. Для репортёра становится обыденным использование метода эксперимента – под ним понимается такой способ сбора информации, когда журналист сам создаёт ситуацию для наблюдения (метод провоцированных ситуаций), потому что, возможно, без участия журналиста такая ситуация не возникнет вовсе, но возникновение её необходимо для решения тех или иных проблем. обращает внимание на то, что лучшее время для сбора новостей в России – это рубежные точки, то есть стыки осени и зимы, зимы и весны. Под конец лета обычно наступает новостная голодовка, когда каждый материал даётся с большим трудом. Это связано и со всеобщими отпусками, и с очень благоприятной погодой, и с пиком рождаемости. Существует до сих пор и такое плавно подзабытое на российских просторах понятие как «собственный корреспондент». Сейчас собкорство возрождено в «Огоньке», в «Русском репортёре» – в этих изданиях присутствует глубокая специализация на написание репортажей. ![]() Статья – главенствующий в печатной журналистике жанр, через который показывается тенденция в развитии явления. Задача статьи – проследить связи, соединяющие анализируемую ситуацию с миром окружающих социальных проблем. Целевая установка статьи при этом: формирование универсальных представлений, которые могли бы быть практически приложимы в условиях разрешения любой проблемной ситуации данного типа – отсюда особая роль факта в статье. Факт в статье служит не иллюстрацией, а аргументом, то есть не указывает на проблему, а доказывает, что проблема есть на самом деле. Выводы, сделанные в аналитических статьях, часто становятся материалом для принятия управленческих решений. Представим и схему рассуждения в аналитическом материале: сначала о цели исследования, потом идёт накопление фактов и их анализ, обобщение и вывод. Виды статьи: передовая – отражает общественно-политическую позицию издания (редакционное или авторское выступление), пропагандистская, проблемная (вопрос выносится на обсуждение, то есть на сегодняшний день решения проблемы не существует). Статья тем ценна и уникальна, что в ней переплетаются два словарных слоя: специальный научный и авторский, включающий авторские выражения. Напоследок![]() Меняйте специализацию, успейте попробовать все виды СМИ, не бойтесь больших расстояний и частых переездов. Работа журналистом предполагает всё это. |