все регионы
Вход в аккаунт
Авторизация через сервисы
Вход в аккаунт используя Email и пароль
Регистрация на сайте
/ Все статьи / Путешествия / Путешествия по землям Львовщины. Часть 1

Путешествия по землям Львовщины. Часть 1

Путешествия по землям Львовщины. Часть 1

Организовать маршрут мы решили уже по давно опробованной схеме «Маршрута туриста экстремала, и еще до восхода солнца, около пяти часов утра, 26 августа 2013 года, мы пришли к вокзалу на Подзамче, и вскоре сели на утреннюю электричку Львов-Золочев, направившись к ней Красное, где бы должны были пересесть на электричку до Бродов. Как поет один известный украинский музыкальный коллектив «Нас кличе у мандри дорога». Так началась наша очередная поездка на краеведческое исследование родных земель.

Но поездка не была бы полноценной, если бы что-то не пошло не так. И выйдя в Красное, мы узнали, что утренняя электричка на Броды больше не курсирует, что стало для нас не ожидаемой новостью. Сложив все «за» и «против», если уж сложилась такая неприятная ситуация, мы решили вернуться на золочевскую электричку, и организовать другой, не менее увлекательный маршрут, корни которого тоже растет еще с университетских лет. Но вот незадача, пока мы думали над новым маршрутом, золочевская электричка сбежала с вокзала, образно говоря, помахав нам на прощание своими нечеловеческими «руками», и увезя людей в глубины тьмы утреннего горизонта.

Мы, конечно, в истерику впадать не стали, и перрон тоже решили горькими слезами, не омывать, а быстренько сев на первую же маршрутку, поехали к одному из наших самых любимых городов Львовщины, — древнего Буска. Как говорит одна древняя мудрость: «Даже самая длинная дорога в мире начинается с первого шага». Свой первый шаг в направлении Лешнива мы сделали, теперь стоило подумать и о следующих.

До Буска мы добрались без каких-либо инцидентов, и так как город хорошо-и неоднократно нами исследовано, сразу же пересели на маршрутку до Бродов. Дорога была немалая, и мы, заняв стратегічноважливі задние места (что давало нам большой угол обзора окружающей среды), решили пофотографировать из окна маршрутки все, что нам покажется интересным. И непрогадали, вот что нам удалось «подстрелить»:

сек. Ожидов, Бусский район, Каменная церковь Воздвижения Честного Креста, 1826 год, памятник архитектуры местного значения. Как можно видеть по нижеприведенной фото, сейчас храм на реставрации.

сек. Иосифовка, Буский район, Каменная церковь святых апостолов Петра и Павла, строительство храма начато в 1928 году, освящен 12 июля 1938 года.

В Йосиповке еще кстати, должен быть классицистический дворец XVIII века, с парком (сейчас в нем больница). Как-то мы уже бывали в Йосиповке в 2008 году, когда шли из Ожидова в Олеско, но осмотрели только церковь, так как к сожалению о дворец тогда не знали.

Следующим населенным пунктом, который мы проехали – было легендарное Олесько. На выезде из поселка в направлении Бродов мы заметили старое кладбище, на котором была старая кладбищенская часовня, а дальше виднелась еще одна капличкоподібна сооружение. К большому сожалению, ни сфотографировать, ни даже хорошо разглядеть эти сакральные памятники нам не удалось. Об одной из часовен мы знали (к сожалению, узнали о ней, уже через несколько лет после посещения замка), о второй-то говорить рано, пока снова не посетим городок и детально осмотрим ее. Правду говорят: «Век живи, век учись».

Также уже недалеко от Бродов мы проезжали через село Суходолы, где нам удалось зазнимкувати каменную церковь Вознесения Господня, 1898 года. На фоне церкви хорошо Суходолы, виднеется колокольня. Храм кстати, тоже является памятником архитектуры местного значения.

Вот так потихоньку мы добрались и Бродов. Зайдя на местную автостанцию, мы уточнили что через час будет ехать маршрутка на Корсов, соседнее село с Лешнівом, что нас очень порадовало, ведь Корсов сам-по-себе является очень интересным местом, которое полностью заслуживает даже на отдельное путешествие. Ободренные первыми победами, мы решили скоротать время ожидания транспорта, прогулявшись до нового местного костела.

Костел Воздвижения Святого Креста Господня сводился с 1999-го года по 2010-й, так что когда мы с Серегой посещали Броды прошлый раз, в 2008 году, храм был еще на стадиях строительства. Сегодня же, результат как говорится «на лицо»:

Костел в 2008 году (фото Ланько Назара из нашей первой поездки в Броды):

Костел в 2013 году, уже завершен:

Что мне действительно нравится в костелах, то что входные двери оставляют открытыми, перекрыв дорогу только легкими решетками, что позволяет спокойно, а главное качественно заснять интерьер святыни. Этот храм не стал исключением из правил, и мы смогли помолиться, и увековечить внутренний вид этим фото:

Истинно говоря, меня всегда удивляла архитектура современных костелов, которые внешне зачастую кардинально отличаются от классического стиля их более древних предшественников. И это в отличие от современных домов молитв, которые часто выполнены, как бы это не было удивительно, в более традиционных для римо-католиков архитектурных тонах. Такой себе небольшой парадокс. А возможно на наших глазах просто зарождается новый архитектурный стиль сакрального строительства, который через несколько столетий будет восприниматься нашими потомками так же нормально, как стили предыдущих эпох воспринимаем сегодня мы? А не воспринимали с таким же интересом в свое время сторонники массивных и мрачных готических храмов, новое, легкое барокко, что семимильными шагами прокладало дорогу к новейшей истории? Вопросов много, но окончательный ответ на них видимо как всегда сможет поставить только время, а нам остается только удивляться новым формам архитектурного гения, и не забывать, что храм это в первую очередь Дом Божий, архитектура которого не имеет никакого отношения к его духовного значения.

Но и действительно, оставим будущее для наших потомков, а сами, традиционно окунемся немного в прошлое.

Сегодня простой райцентр Львовской области Броды, является очень древним украинским городом, первое упоминание о котором встречается еще в 1084 году, в знаменательном памятнике литературы древней Руси «Поучение Владимира Мономаха своим детям». В XV ст. город входит в состав Польского королевства. В 1594 году в Бродах основана приход, а в 1641 даже препозитура. В 1696 году в городе был возведен каменный приходской костел, который был освящен под титулом Воздвижения Святого Креста. До II мировой войны Броды оставались центром одноименного деканата, а 1796 года перешли с Луцкой дієцесії к Львовской архідієцесії. В свое время костел даже имел несколько филиальных часовен, а именно: кладбищенскую часовню в самых Бродах, и часовни в Старых Бродах, Суховоле, Пониковиці и Язлівчику.

После окончания войны и окончательного закрепления большевиками в Галичине, костел был закрыт и превращен в спортивный зал. После получения Украиной независимости, был поднят вопрос о возобновлении богослужений в бывшей святыни, и в 1993 году костел был передан греко-католикам, которые частично перестроили храм в церковь, и пользуются им по сей день. Верные же РКЦ пользовались временной часовней, которую можно увидеть на фото ниже.

В 1999 году архиепископом М. Яворским было освящено место для строительства нового костела, и в том же году началось строительство храма по проекту архитектора Я. Столярова, которое закончилось в 2010 году. Сегодняшний храм, который находится по адресу вул. Энтузиастов, 1, обслуживается дієцизійними священниками и сестрами Конгрегация Сестер Служебниц Пресвятого Сердца Иисуса (Серцянками). Сейчас в бродовскую приходы также относятся: Корсов, Лопатин, Паликорови и Подкамень.

В целом храм оставляет приятное впечатление, особенно бросается в глаза интересное распятия возле костела, стилизованное под лодку.

Возможно священнослужители хотели этим сказать, что жертва Христа это тот спасительный плот, который несет человека по бурной реке жизни в тихие и уютные гавани покровительства Бога?

О Броды хочется сказать много. Рассказать о местный замок, описать старинную синагогу или другие храмы города, но сегодняшняя наша история не об этом.

Осмотрев еще раз костел и приняв несколько поздравлений в честь моего дня рождения, одним словом, использовав свободное время как можно полезнее, мы вернулись на автостанцию, и дождавшись маршрутки, отправились дальше, на осмотр главных запланированных мест нашего підволинського маршрута.

Так как это был выходной день, оказалось что много маршрутка объезжает. Вот примерная карта нашей поездки в Корсіва.

Первое село, через которое мы проезжали был Язлівчик, уже посещенный нами когда-то в 2009 году (только сейчас я задумался, насколько насыщены путешествиями были студенческие годы). Но деревянного костела, как мы его не выглядывали в окна, так и не заметили. Забегу немного на перед и скажу, что вернувшись домой, я «порылся» в Интернете и нашел информацию что язлівчецький костел за финансирование поляков таки будет перенесен в львовский скансен «Шевченковский Гай». Видимо поэтому он и щезнув со своего исторического места. Поэтому если информация об этом событии является правдивой, это не может не радовать, ведь храм был в очень ужасном состоянии, теперь он получил свой шанс на спасение, и в будущем, будет радовать своим интересным видом львовян и гостей города.

А еще поговаривают, что местные жители Язлівчика, на месте где стоял костел хотят построить новую часовню.

Также нам пришлось проезжать сам Лешнив, полюбовавшись костелом через окна маршрутки, мы с грустью поехали дальше. С грустью, но с надеждой в сердце, ведь знали, что сегодня мы сюда еще вернемся. Так мы доехали маршруткой до сел, что находятся уже на границе Волынской и Ровенской областей, но больше ничего особо интересного в них мы не заметили, за исключением одной каменной церкви, которая в принципе нам показалась новой. Если мне не подводит память, это было село Королевка, хотя в данном случае могу и ошибиться.

И вот наконец мы и подобрались к первому пункту нашего похода – села Корсов (Бродовского района). Первый объект нашего исследования – римо-католическую часовню св. Антония, XIX вв., долго искать не пришлось, так как наша верная маршрутка остановилась в нескольких метрах от святыни. Так наша нога впервые ступила на эти далекие земли, и началась основная часть нашего маршрута.

О филиальную часовню в селе Корсов впервые Схематизми вспоминают в 1885 году, как построенную Городинським. Известно, что тогда святыня входила в Лешнівської прихода Бродовского деканата, и обслуживалась отцами бернардинцами. С 1929 по 1939 год святыня переходит к рода Коморовских. После войны закрыта, и с 2003 по 2008 год вновь восстановлена как католическая часовня святого Антония.

Сегодня часовня обслуживается дієцизійними священниками. Издалека в глаза бросается интересный крест на фронтоне, который слегка напоминает перевернутый средневековый меч. Сам же фронтон святилища венчает новая фигурка Богородицы 2008 года, и старая табличка с польськомовним надписью: «Тебе, Честь, Хвала, Благодарность, Великий Боже!!» А чуть ниже еще две надписи: «Восстановлена в 1885 году семьями Корчак и Городинськими» и «Восстановил в 2008 году Йозеф Смола».

Осмотрев часовню, и оставшись довольными увиденным, мы отправились на поиски другой интересной достопримечательности села, той что вносит это место в список святых и паломнических центров Украины, — деревянной церкви. По дороге мы также наткнулись на местный народный дом.

Как говорится: «Вперед и с песней» мы продолжили наш поход, и вскоре дошли до деревянной греко-католической церкви святого Апостола Луки, XVIII в., которая тоже находится недалеко от часовни в центре села, на небольшом возвышении.

Точная дата постройки церкви неизвестна, как в принципе и имя архитектора, однако выяснено что история храма уходит еще в XVII в., об этом свидетельствуют записи на полях Евангелия купленной для местной церкви в 1695 году. По документальным же источниками церковь построена в 1743 году, поэтому эта дата и берется за официальный год постройки святыни. Известны также две даты перестроек, а именно в 1870-е годы (Виктор Громик считает что в это время были пристроены боковые мышцы), и в 1902 году.

Внешне церковь ничем особо не отличается от сотен других подобных ей деревянных церквей Области. Но я хотел бы сравнить ее с деревянным сундуком. Нет, я не хочу сказать что она внешне похожа на ящик, просто подобно ей, деревянная и неприметная снаружи, она сохраняет невероятные сокровища в середине. Но как и можно было ожидать, храм был закрыт. В этот раз мы не смирились с такой ситуацией, и уточнив у мужа, который косил траву, где живет местный священник, постучали в двери его жилища. По счастью, отец оказался дома, и с радостью согласился открыть для нас двери святого храма.

Вот так мы попали в середине церкви. Особое внимание хотел бы обратить на интересные внутренние двери святыни, где указана дата «1827». Поражает, сколько же поколений людей проходили сквозь них к храму. Поражает и местный барочный чотирьохярусний иконостас XVIII века.

За долгую историю храм пережил и много неприятных моментов. Тяжелыми были годы войны, случались даже попытки поджога, но самые тяжелые времена наступили конечно в советскую эпоху. Все ценные вещи, такие как старинные церковные иконы, очень богатая библиотека, и даже церковные колокола были вывезены. Со временем, после провозглашения независимости Украины, и возвращение храма в лоно УГКЦ, часть похищенных вещей была найдена и возвращена в храм. Часть, но к сожалению не все, поэтому работы по поиску утраченного имущества продолжаются.

Но что действительно притягивает людей до этого небольшого села Бродовщины, так это корсівська чудотворная икона «Пресвятой Богородицы», что хранится в этом деревянном храме.

Чудотворная корсівська икона имеет очень давнюю историю. На самой реликвии сохранилась надпись о дате ее коронации в 1773 году. В 1830 году эту икону принесли к Корсіва местные уроженцы два брата Грачи, монахи-василиане, что забрали ее из Почаева, после передачи монастыря русской православной церкви патриархии. Существует даже мнение, что корсівська икона, это действительно оригинал знаменитой Почаевской чудотворной иконы, а та икона, которая сейчас хранится в Успенском соборе Почаевской лавры, образ, подаренный кем-то из русских царей, как и нынешний иконостас.

Теория эта конечно не доказана, поэтому местные жители продолжают называть икону не Почаевской, а Корсівською.

После возвращения в Корсіва, братья-василиане оставили икону на хранение своим родственникам. Вскоре икона отметилась багаточисленими чудесами, поэтому набожные владельцы передали ее в местной церкви. На сегодняшний день, уже официально зарегистрировано более 50 чудес, которые сотворила икона.

Для выяснения всех обстоятельств исцелений была создана специальная Духовно-свідська комиссия, на основе полученного материала которой, 11 ноября 1924 года, Папа Римский Пий XI своей грамотой предоставил церкви святого апостола Луки право специального отпуста в День Покрова Пресвятой Богородицы. Но, так как в этот день было очень холодно, отпуск перенесен на праздник Положения Пояса Пресвятой Богородицы, по личному благословению митрополита Андрея Шептицкого.

Отпусти продолжаются и сегодня, поэтому приглашаем всех к этого чудесного места 8 сентября, тем более, что в этом году пройдет празднование 240-вой годовщины коронации иконы.

Такие места никогда не хочется покидать, но получив массу впечатлений, мы все же отправились дальше. Следующей точкой нашего маршрута должен был стать долгожданный Лешнив. Жди нас, Лешнив! Как поет одна известная украинская певица: «Мы идем!».

Комментарии
Комментариев нет...
Добавить комментарий
Последние публикации в каталоге статей
Будьте в курсе событий и акций нашего сайта
Статистика
Всего объявлений: 85265
Добавлено сегодня: 0
Добавлено вчера: 5
Всего компаний: 951
Добавлено сегодня: 0
Добавлено вчера: 0
Всего статей: 6744
Добавлено сегодня: 0
Добавлено вчера: 0