В праздничный чертог Датского короля Хротгара по ночам является ужасный троль Грендель и устраивает кровавую резню. Лучшие воины пали – никто не смог одолеть чудовище. Хротгар призывает смельчаков и героев со всего света для сражения с Гренделем, обещая половину своих сокровищ тому, кто победит монстра. На клич датского конунга отзывается Беовульф. |
Название: «Беовульф» ("Beowulf") СюжетВ праздничный чертог Датского короля Хротгара по ночам является ужасный троль Грендель и устраивает кровавую резню. Лучшие воины пали в неравной схватке – никто не смог одолеть чудовище. Хротгар призывает смельчаков и героев со всего света для сражения с Гренделем, обещая половину своих сокровищ тому, кто победит монстра.Постановка фильма«Беовульф» представляет собой компьютерный анимационный фильм. Но он не из разряда типичных мультяшек – с комично-искаженными персонажами, антропоморфными животными и трюками с телесными деформациями, нарушающими все законы физики. В «Беовульфе» все реалистично и пропорционально – это настоящий компьютерный фильм, где люди выглядят как люди, и в котором нет никакого клоунского комизма.В съемках «Беовульфа» были использованы около 300 камер, в отличие от 70 использованных для «Полярного Экспресса». Это позволило создать намного более реалистичные модели.«Беовульф» примечателен тем, что, пожалуй, впервые все персонажи фильма выглядят точными копиями актеров их сыгравших. Изображение артистов сканировалось и оцифровывалось, и на его основе создавалась компьютерная трехмерная модель персонажа. Рэй Уинстон, исполнитель роли Беовульфа, рассказывал, что им приходилось целыми днями играть в голубых облегающих костюмах обвешанных датчиками. В таком одеянии все недостатки телосложения выступали на всеобщее обозрение, ему было особенно не удобно оттого, что играть приходилось с Анджелиной Джоли, у которой с фигурой все как раз отлично.Внешнее сходство и пластика графических копий просто поражает. Глядя, например, на короля Хротгара, сыгранного Энтони Хопкинсом, порой забываешь, что это компьютерная анимация: Сэр Энтони как живой. Фильм «Беовульф», являющийся экранизацией древнегерманской легенды, уже ставился в 1999 году, главную роль в фильме сыграл Кристофер Ламберт. То была простенькая малобюджетная поделка, начисто лишенная какой-либо глубины присущей ее литературному первоисточнику. Продюсером фильма выступил небезызвестный Ларри Казанофф, ранее спродюсировавший фильм «Смертельная Битва» (Mortal Kombat, 1995) – разудалую техно-экранизацию компьютерной игры наполненную боевыми единоборствами. Примерно в той же эстетике был снят и фильм «Беовульф»: электронно-гитарное музыкальное сопровождение, джекки-чановские трюки и драки и, наконец, – гримаса пост модерна – современные одеяния вроде как средневековых персонажей. Не стоит забывать, что это были 90-е: время расцвета и буйства постмодернистского смешения жанров. В «Беовульфе», правда, это эклектичное разнообразие не пошло дальше сомнительных экспериментов со стилем. В 2007 году в ограниченный прокат вышел фильм «Беовульф – Король геатов» (Beowulf: Prince of the Geats, 2007) – мало бюджетная, невзрачная постановка не вызвавшая интереса у публики. Это уже установившаяся тенденция – узнав о том или ином крупно постановочном проекте, более мелкие студии снимают собственные вариации на ту же тему и стараются приурочить их выпуск к выходу блокбастера, что бы, воспользовавшись всеобщим интересом к большой премьере, продвинуть и собственное кино. Так было, например, в 1991 году, когда наряду с фильмом «Робин Гуд – Король воров» (Robin Hood: Prince of Thieves, 1991) вышел скромненький «Робин Гуд» (Robin Hood, 1991), можно вспомнить и 1999 год – накануне выхода блокбастера Люка Бессона «История Жанны Дарк» (The Messenger: The Story of Joan of Arc, 1999) появилась телепостановка «Жанна Д’арк» (Joan of Arc, 1999), и, наконец, «путаясь под ногами» у фильма «Троя» (Troy, 2004) с Брэдом Питтом, перед зрителями появилась так никем и не замеченная «Елена Троянская» (Helen of Troy, 2003).Новый «Беовульф» – это другая категория, это мощь и красота древней легенды. Однако фильм не является эпосом с тщательно сконструированной вселенной как, например «Властелин колец» (Lord of the Rings, 2001-2003). Это и не поучительная волшебная сказка вроде «Нарнии» (Narnia, 2005). «Беовульф» в первую очередь притча, фильм – несмотря на всю свою масштабность и зрелищность – почти камерный. Нужно отдать должное Земекису за то, что он с уважением отнесся к литературному источнику, сохранив не только сюжетную канву, но и идеологию, заложенную в средневековый эпос, отражавшую воззрения и ценности тогдашнего общества, не самые уместные (по крайней мере, официально) в современном мире: богатство, слава, подвиг, героизм. В оригинале большую часть времени Грендель говорит не на английском языке, а на англо-саксонском – на котором и был написан старинный эпос.Мораль фильма прямиком взята из легенды, которая обрела литературную форму в период раннего средневековья – во времена, когда христианство только завоевывала души жителей Западной Европы. Архаичные языческие верования еще были очень популярны, и имели влияние на умы. Мировоззрение и система моральных ценностей тех времен представляли собой причудливую смесь христианской морали и языческих воззрений. Авторы сосредотачивают внимание зрителя на основных идеях: необходимости постоянной борьбы с роком, слабости человека перед лицом соблазнов, и неизбежности наказания за прегрешения. Работа над сценарием фильма была начата еще в 1997 году.Злобная нечисть представляет собой не только врага главного героя, в борьбе с которым он должен продемонстрировать героизм и стяжать славу. Это так же и наказание за грехи и проверка внутренней, моральной стойкости; по сути – это битва с самим собой. Не пройдя этот тест, не победив зло и соблазнившись благами материального мира, главный герой навлекает на себя проклятие, которое проявляется к концу истории в виде ужасного дракона. История Беовульфа перекликается с древней восточной легендой о драконе, моралью которой является «слоган»: «Убив дракона, сам становишься драконом», а также с историей доктора Фауста. РежиссерРоберт Земекис – постановщик «Беовульфа», фигура настолько значительная, что, по мнению , заслуживает отдельного упоминания. Земекис самый талантливый представитель так называемой команды Стивена Спилберга – группы талантливых режиссеров, взятых в свое время под протекцию Спилбергом. В эту группу так же входили Джо Данте, Джо Джонстон и др. Спилберг доверял им съемки, многих своих самых значительных проектов, в которых выступал в качестве продюсера. С Земекисом они сняли «Назад в будущее – 1,2,3» (Back to the Future, 1985-1990), «Кто подставил Кролика Роджера» (Who Framed Rabbit Roger, 1989).Практически все его работы становились событием и всегда привносили что-то новое в жанр, в котором были сняты: «Роман с камнем» (Romancing the Stone, 1984), «Назад в будущее», «Кролик Роджер», «Смерть ей к лицу» (Death Becomes Her, 1992), «Форрест Гамп» (Forrest Gump, 1994), «Изгой» (Castaway, 2001) и др. В 2007 году был включен журналом «Entertainment Weekly» в список 50 самых умных голливудских деятелей.«Беовульф» – первый опыт обращения Земекиса к жанру эпического фэнтези. И здесь режиссер не разочаровывает, показывая, что ему подвластны все жанры. Умный, впечатляюще зрелищный, увлекательный фильм с первых же кадров убеждает нас в том, что перед нами работа большого мастера. «Беовульф» наряду с фильмами «Властелин колец» (Lord of the Rings, 2001-2003), «Гарри Поттер» и др. поднял жанр легендарного фэнтези на высочайший уровень, возвратив из забвения в котором он пребывал на протяжении 90-х годов. «Беовульф» – образец великолепного совмещения мощи современных компьютерных технологий с мудростью, глубиной и романтизмом древней легенды. 4 балла из 5 – впечатляющее приключение. |