Николай, отмотавший срок за ограбление, прибывает из России в США для совершения заказного убийства. На месте он обнаруживает, что «работа» уже кем-то сделана, и теперь его самого хотят убить. И стоит за этим Виктор – его друг детства, который и заказал убийство. Пускаясь в бега, Николай решает заодно осуществить мечту детства – побывать в штате Монтана. |
Название: «Монтана» СюжетНиколай, отмотавший срок за ограбление, прибывает из России в США для совершения заказного убийства. На месте он обнаруживает, что «работа» уже кем-то сделана, и теперь его самого хотят убить. И стоит за этим Виктор – его друг детства, который и заказал убийство. Пускаясь в бега, Николай решает заодно осуществить мечту детства – побывать в штате Монтана.Постановка фильмаПодозрения по поводу качества предлагаемого нам зрелища начинают закрадываться с самого начала: на экране два пацана беспризорной наружности мечтают о поездке в Монтану.Затрагивая тему «свой среди чужих» в этническом измерении, авторы прикасаются к довольно тонким материям. Культурные несоответствия, возникающие при столкновении с чужой культурно-этнической средой, дают широкие возможности для создания бодрого ироничного действия. Правда, все предыдущие опыты обращения к этой теме в российском кино заканчивались весьма плачевно: «Американская дочь», «Брат-2», и др. – изобиловали пропитанными нафталином штампами на национальную тему, перекочевавшими на экран прямиком из бородатых анекдотов и выступлений некоторых отечественных юмористов. В лучшем случае можно было удовлетвориться чем-то вроде «Сибирского цирюльника». должен заметить, что «Монтана», к сожалению, наступает на те же грабли, да и не пытается их обойти. Фильм снимался, судя по всему, с прицелом на возможность проката в США. Соответственно и главный персонаж получился этаким медведеобразным суровым сибирским простаком со свирепой физиономией, но доброй, широкой и конечно непознанной русской душой. По словам Олега Тактарова на долю его персонажа Николая выпало много того, что ему самому пришлось пережить в Америке, когда он в 1994 году приехал туда с наивной мечтой покорить Голливуд. И все это на фоне постоянно звучащего за кадром русского шансона, благо «Радио «Шансон»» является информационным спонсором фильма. Вот она, оказывается, какая истинная Россия, противопоставляемая испорченной Америке: это Россия, живущая под хриплые аккорды блатной лирики, захлебнитесь немым гневом любители Чайковского, Шаляпина и Окуджавы. Вот мы имеем жизненное кино в шансонно-воровской эстетике. А ведь фильм «Монтана» – это, кроме всего прочего, еще и криминальный боевик. На зыбкой почве фильм рассыпается на части: сценарий здесь практически отсутствует. Вся чехарда с какими-то ценными бумагами, заказными убийствами, подставами и пр. не имеет не единого шанса стройным рядом уложиться в мозгу. В финальных титрах фильма в качестве сценариста значится некто «Э.Т. - возмущен». Э.Т. – это известный российский писатель Эдуард Тополь, а возмущен он, по его же признанию, был тем, как режиссер обошелся с его сценарием, почти полностью его перекроив и не оставив от первоначального замысла практически ничего.Но и это бы полбеды – боевик, в принципе, может справиться и без качественного сценария, в том случае, если он насыщен зрелищным действием, как, например, «Мужской сезон: Бархатная революция» (2005), в котором полная бессмыслица в сюжете искупается лихим действием, наполненным впечатляющими погонями и поединками. В «Монтане» нет ни сюжета, ни действия, ни трюков: одной беспомощно снятой перестрелки и пары корявых зуботычин будет маловато для создания полноценного экшна. Есть тут и любовная линия, но о ней лучше вообще не вспоминать: при всем уважении к Олегу Тактарову герой-любовник из него, мягко говоря, не самый выразительный. Первоначально роль Саввы Блюма должен был играть другой актер, но за несколько дней до съемок он попал в больницу, и режиссер Александр Атанесян решил сам сыграть. Похожая ситуация сложилась по ходу съемок другого фильма Атанесяна – «24 часа», тогда он заменил на площадке Сергея Шакурова. Актерский составОлег Тактаров – чемпион мира по боям без правил, фигура известная и культовая. После завоевания успеха на спортивной арене он решил попробовать себя в кино. Начинал Тактаров с эпизодических ролей, в которых, в основном, эксплуатировались его физические кондиции. Прорывом для него стал фильм «15 минут славы» (15 Minutes, 2001), в котором он составил компанию на съемочной площадке Роберту Де Ниро. Далее были не большие, но заметные роли в известных фильмах и сериалах: «Роллерболл» (Rollerball, 2002), «Плохие парни-2» (Bad Boys-2, 2003), «Национальное сокровище» (National Treasure, 2004), «Шпионка» (Alias, 2001-2006) и др.На стадии подготовки к съемкам рассматривался вариант привлечения к участию в фильме Дольфа Лундгрена.«Монтана» – первый фильм, где Олег Тактаров исполняет главную роль. Несмотря на то, что это кино нельзя признать однозначной удачей, считает, что для карьеры Тактарова это серьезный толчок. «Монтана» имела определенный успех в российском кинопрокате, собрав около 3 миллионов долларов. Российскому жанровому кинематографу не помешал бы колоритный экшн-герой, наподобие, например, Арнольда Шварценеггера, который также пришел в кино из спорта. Данные для развития успеха у Тактарова есть: фактура, харизма, неплохие актерские навыки и опыт съемок. Поэтому единственное, что ему можно пожелать – больше качественных фильмов. «Монтана» – кино пытающееся преуспеть во многих жанрах, но не добивающееся успеха ни в одном. Для романтической мелодрамы в фильме слишком много бандитской тематики, для боевика – слишком мало действия. 2 балла из 5, пожалуй, это фильм только для любителей Олега Тактарова…и русского шансона. |